НА ФОРУМАХ
94
1
104
2
721
3

Как создать пластилиновую ворону

658fc1d7fb1e817d5180c01001a0b599.jpg

Каждому известны и всеми любимы прекраснейшие наши мультфильмы «Пластилиновая ворона» и «Падал прошлогодний снег». Пластилиновую мультипликацию даже выделяют в отдельный вид мультипликации. А всего их существует три – рисованная, кукольная, ну и соответственно, пластилиновая. Сам термин  claymation, от англ. clay animation (пластилиновая мультипликация) запатентован Ассоциацией Уила Винтона в штате Орегон. Самые известные имена в пластилиновой мультипликации – Александр Татарский, Гарри Бардин, Ник Парк, студия Aardman Animations.

Как же делают пластилиновые мультфильмы? Прежде всего для этого, конечно, не берут простой пластилин, который продается в канцелярских магазиах, ведь он не должен таять под осветительным приборами. Но это сейчас, когда технологии шагнули далеко вперёд. Когда же Александр Татарский в 1979 году создавал свою «Ворону», на неё ушло более 800 кг обычного советского пластилина, который к тому же еще и раскрашивали красками, потому что цвета его были уж очень блёклыми. О пластилиновой мультипликации Татарский слышал, но не сама технология ему не была известна – до него в СССР такое не делали. Да и вообще, мало где ещё делали. В Чехии, в Канаде, в США, вот, пожалуй, и всё. Тогда Татарский и художник-постановщик Игорь Ковалёв придумали собственную технологию: на стекле делали наполовину объёмную картинку. Затем изображение постепенно размазывали, снимая каждый мазок. А потом пускали плёнку в обратном направлении – и в кадре из бесформенной мешанины красок чудесным образом складывалась живая картинка. Сам мультфильм появился на свет чудесным образом – Татарскому, тогда неизвестному никому молодому режиссёру, за удачное выполнение проекта по анимационным спортивным заставкам к Олимпиаде, разрешили снять любой мультфильм, поэт Эдуард Успенский за пять минут в электричке написал «Нам помнится, вороне, а может быть, собаке…», а композитор Григорий Гладков за полчаса подобрал мелодию. Но мультфильм не сразу выпустили на экраны, признав его «безыдейным». Правда, потом его всё равно увидели зрители, и вот он уже 36 лет радует детей не одного поколения.

Вернёмся к процессу создания пластилинового мультфильма. Как бы прочно не вошли сейчас компьютеры в кинематографический/мультипликационный процесс, пластилиновые мульты по прежнему делаются вручную. Существует три вида съемок таких мультфильмов.
Первый самый «древний», придуманный сто лет назад Эмилем Колем. Пластилиновые плоские фигурки расположены на стеклянной поверхности, а декорации или фон чуть ниже (их может быть несколько). Над ними сверху закреплена камера, которая снимает покадрово каждое изменение фигурок. После того, как активно стали использовать технологию хромакей Зачем кинематографу зелёный экран?, фигурки из пластилина снимают на чистом зелёном или синем фоне, а декорации отдельно. Потом их совмещают. Это второй способ. И третий способ не менее, наверное, «древний», потому что заимствован у кукольной мультипликации. Пластилиновые фигурки делают объемными, твёрдыми, и перемещают их по съемочному пространству (павильону) так же, как  и кукольные персонажи, тщательно фиксируя все изменения на цифровую камеру.
Но всё это три разновидности процесса, называемого «стоп-моушен», или стоп-движение. Передвинул на миллиметр, снял, передвинул, снял. Процесс очень трудоёмкий, и действительно, компьютером здесь не отделаешься. На одну секунду мультяшной истории уходит 25 кадров, на минуту – 1500.

Конечно, процесс процессом, но важна и личность создаваемого персонажа – внешний вид, повадки, голос. Хороший, талантливый мультипликатор должен представлять себе это все до мельчайших деталей, создавая образ сначала в голове, а потом делая большое количество набросков на бумаге, моделей из пластилина. Ведь все покадровые изменения должны в итоге сложиться в цельный притягательный образ. Который к тому же еще и говорит, а значит, его «движения» должны соответствовать его словам. Все голоса и диалоги продумываются тоже заранее и тщательно, и записываются в процессе съемок. В смысле – параллельно со съемками. Туда же подкладывают звуки, шумы, музыку. Потом сводят вместе звуковую дорожку, отснятых персонажей и декорации. Мультфильм готов.

99992af40db8b4e3220642d0c239769e.jpg

Здесь снова хочется вернутся к истории создания «Пластилиновой вороны». Когда записали песню в исполнении ведущих детской юмористической радиопередачи «Радио-няня» Льва Шимелова и Александра Левенбука, оказалось, что звуковая дорожка длится целых 8 минут, а сам мультик всего 5! 3 минуты для мультипликации это очень и очень много. Тогда пошли на такую хитрость. Некоторые части песни записали на чуть большей скорости. Если у кого были в детстве патефонные проигрыватели с разной скоростью воспроизведения, вспомните, как мы баловались, включая пластинки со скоростью 33 об\мин на скорость 78 об\мин. Так получилось знаменитое «мультяшное» исполнение этой песни.
Сейчас в интернете можно найти много видеоуроков по созданию собственного пластилинового мультфильма. Для этого достаточно цифровой «мыльницы», пластилина, талантливых рук и простенькой программы для обработки видео.

8524da47835383170a1cae2c8b6eecd4.jpg

"Пластилиновая ворона", 1981 год

Как захватить движение с помощью motion capture

Здоровый свет